Пальчиковая гимнастика для детей. Из опыта воспитателя

Наверняка, каждый из вас слышал о том, как важно развивать мелкую моторику у детей. Это помогает  научить детей читать, считать, быстрее всех отвечать на вопросы и легче решать самые трудные задачи. Для этого можно использовать пальчиковые игры на разные темы. Так вы сможете не только выучить с детьми новые стишки, но и развлечь их, позабавить. Если вы используете пальчиковую гимнастику, то периодически сменяйте ее подвижными играми. Например, подойдет игра «Гуси-Лебеди» для детей младшего дошкольного возраста. Так дети будут легче расслабляться, переключаться с занятий на отдых.

Общение взрослого с ребенком в раннем возрасте закладывает основу тех теплых отношений, которые приведут к настоящей дружбе в дальнейшем. И те родители, которые уделяют этому много времени, потом получают превосходные отношения с подросшими детьми. Им не страшен подростковый возраст, потому что у детей сформировалось чувство доверия, радости от общения. Не жалейте времени на то, чтобы поиграть с детьми. Пальчиковые игры как раз способствуют созданию той дружеской и теплой атмосферы в семье, которая в дальнейшем приводит к доброжелательным, чутким отношениям среди выросших детей и родителей. Картотека пальчиковой гимнастики может постепенно расширяться. Она поможет воспитателям детского сада и логопедам заниматься с теми детьми, у которых имеются проблемы с речевыми навыками.

Пальчиковая гимнастика для детей. Из опыта воспитателя

Вы можете найти разные темы пальчиковых игр и стишков. Но здесь мы соберем такие из них, которые являются самыми полезными для развития детей от 2 до 4 лет. Также вам будет интересно прочитать про 10 типов развивающих игр для детей.

Пальчиковая гимнастика для детей на тему Нового года

Подарок в мешочке.

Дед Мороз спешит с подарком,

Он несет мешочек яркий

(Сложить две ладони вместе, имитируя мешок с подарками)

Посмотри-ка, что внутри,

И в мешочек загляни.

Для усиления эффекта внутрь ладоней можно взять маленький сувенир. Например, конфету или мелкую игрушку. Ребенок должен оттягивать пальцы взрослого и достать подарок.

«Новогодняя елочка»

Десять братьев в лес ходили,

Нашу елочку рубили.

Два больших тянули санки, (показываем два больших, сложенных вместе больших пальца)

Гордо выпрямив осанки.

Указательные братцы елку выбрать помогли.

Средние топор схватили

И красавицу срубили.

Безымянные братишки

Сбили с нашей елки шишки.

А мизинчики грузили,

Елку в сани положили. (поднимаем все пальцы вверх)

Елку мы в лесу срубили

И в углу установили.

Указываем на каждый из пальцев и имитируем движения, напоминающие описываемое действие. Ребром одной ладони бьем по ребру другой, как будто рубим елку. Потом складываем ладони домиком, показывая треугольник елки.

Посмотри, на елке —

Шишки да иголки.

Показываем шишки, соединяя все пальцы на руках. Иголки — растопыриваем пальцы в разные стороны. Каждый раз показываем пальцы на обеих руках и имитируем движения.

Это упражнение помогает детям запомнить названия пальцев.

Хоровод

Наступает Новый год,

Детки водят хоровод.

Держатся за руки

И не знают скуки.

(Показываем, как пальчики прикасаются друг к другу подушечками и вращаем руки)

Пальчиковая гимнастика для развития речи

Пальчиковая гимнастика оказывает влияние на речевое развитие. Поэтому логопеды настоятельно рекомендуют родителям развивать мелкую моторику. Если у ребенка моторная сфера недостаточно сформирована, то и с речью у него будут проблемы. Заниматься ее совершенствованием можно и нужно не только на логопедических занятиях, но и самостоятельно дома. Обязательно прочитайте о психологических играх для детей.
Логопеды используют различные приемы на своих занятиях, включающие в себя статические (удержание) и динамические упражнения.
Способы развития мелкой моторики родители могут использовать дома:

  • игра со шнуровкой;
  • застегивание-расстегивание пуговиц;
  • конструктор;
  • пальчиковая гимнастика;
  • рисование.

Все эти игры способствуют развитию не только речи, но и умственных способностей. Занимайтесь регулярно, и вы заметите, что ваши дети станут выгодно отличаться на фоне остальных сверстников.

Зарядка для пальчиков

[quads id=1]

Большой популярностью пользуется зарядка для пальчиков. Дети воспринимают ее как игру и с удовольствием повторяют за взрослым движения.
Чтобы пальчиковая гимнастика была эффективной, следуйте простым рекомендациям:

  • продолжительность пальчиковой гимнастики должна быть не более 5 мин. При длительном проведении ребенок устанет и не будет выполнять упражнения правильно;
  • все упражнения малыш должен выполнять после демонстрации движений взрослым;
  • в гимнастику должны быть включены статические и динамические задания;
  • статические упражнения выполняют на счет до 3, увеличивая до 5;
  • динамические задания нужно делать 3-5 раз;
  • проводить зарядку для пальчиков специалисты рекомендуют в стихотворной форме. Так, ребенок лучше воспримет инструкцию и быстрее запомнит гимнастику.

«Кулачок»

Этот пальчик маленький (разминаем мизинчик) — начало сихотворения. Далее читайте против часовой стрелки:

Пальчиковая гимнастика для детей. Из опыта воспитателя

А все вместе — кулачок! (сжимаем все пальчики вместе)

Логопеды советуют развитие мелкой моторики объединить с лексической темой, чтобы одновременно провести работу над лексико-грамматическим строем речи.

Пальчиковая гимнастика на тему про домашних животных

[quads id=2]

Перед проведением зарядки можно подготовить картинки с их изображением или игрушки.

«Бараны»

Вышли утром рано-рано
Прогуляться два барана.
Захотелось им подраться,
И рогами пободаться.
(Указательные пальцы и мизинцы на обеих руках согнуть так, чтобы они напоминали бараньи рога. Остальные прижать к ладони)

Головы нагнули, разошлись немножко,

А затем столкнулись на кривой дорожке.

Долго они бились,

Путались рогами,

Лбами ударялись,

Топали ногами.

(Согнутыми пальцами одной руки слегка ударять пальцы другой, имитируя бодание. Топать пальцами по столу, показывая, как дерутся бараны)
А потом устали: биться надоело.

Рожками прижались,

Вот, другое дело!

(Показываем, как согнутые пальчики обеих рук прижимаются друг к другу)

«Мышка»

Мышка в норку пробралась.

На замочек заперлась.

В дырочку она глядит:

А у норки кот сидит.

Еще один вариант «Мышки»

Пальчиковая гимнастика для детей. Из опыта воспитателя

«Котенок»

[quads id=3]

Вышел котик погулять,
(Все пальцы прижать к ладони, кроме указательного и среднего. Ими нужно «идти» по столу)
Чтобы птичек напугать.

Курицу и петушка,
(Сначала большой и указательный соединить – получается «клюв», которым клюем по второй ладони — показываем курицу. Затем показываем петушка. Также делаем «клюв», а остальные пальцы сгибаем – это «гребешок». Делаем «клевательные движения»)
Золотого гребешка.
Уточку (показываем «клюв», сложенный из трех пальцев, который открывается и закрывается)

И индюка (опускаем все пальцы вниз, расслабляем их и трясем, имитируя индюка)

Все действия выполняют одновременно на двух руках сразу. Если ребенку сложно, можно сначала выполнить на одной руке, затем на другой.

«Сова»

Пальчиковая гимнастика для детей. Из опыта воспитателя

«Черепаха»

Пальчиковая гимнастика для детей. Из опыта воспитателя

Гимнастика для пальцев на лексическую тему «Зима»

«Снежки»

Наших пальцев ровно пять.
(загибаем пальцы в кулак)
Будем мы в снежки играть!
(показываем, как лепим снежок)
Вот снежок. Он круглый, гладкий,
И ни капельки не сладкий!
(показываем, как лижем снежок язычком)

«Снег»

Снег упал, укутал ветки,
(согнуть руки в локтях и поднять их, а пальцы развести в стороны как ветки)
Во двор выбежали детки.
(указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу)
Появился снеговик.
(показывать, как лепят большой, средний и маленький снежный ком и ставить их друг на друга)
В мальчика снежок летит.
(показываем, как бросаем снежок)
Берите лыжи и коньки
(ладонями изображать катание на лыжах, повернув руки ладонями вниз. Чтобы показать езду на коньках – ладони поставить на ребро и двигать ими вперед-назад)
И скорей, вперегонки!

Пальчиковая игра на тему «Овощи, фрукты»

Это вариант самомассажа, который также является пальчиковой гимнастикой.

«Сбор урожая»

Овощи собрать решили, и друзей мы угостили.
(растопырить пальцы одной руки, а другой рукой тянуть несильно за каждый пальчик, словно срывая овощи)

Помидором, огурцом, тыквою и кабачком.

Снова овощи посадим, семена расти заставим. (вначале делаем вид, что бросаем на ладошку семена. А затем будто поливаем грядки)
Мы приедем через год, убирать наш огород!

Ребенок поочередно разминает каждый палец. И такой же массаж делает для другой руки.

«Капуста»

Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

(сжимаем руки в кулаки и трем их друг о друга)

Как же мне без хруста,

Если я — капуста?

(приближаем запястья обеих рук друг к другу, а ладони и пальцы разводим в стороны, имитируя большой кочан капусты)

Фрукты в саду

Фрукты выросли в саду

Я сейчас их всех найду.

Яблоко румяное

Круглое и спелое. (показываем форму яблока пальцами)

Вот висит, качается

Груша загорелая. (одной рукой делаем большой круг, другой маленький. Кончики пальцев приближаем и показываем форму груши)

Сливы свешиваются с ветки,

Словно добрые соседки.

Персики пушком покрылись,

И листками принакрылись.

Абрикосы встали в ряд.

Вышли словно на парад.

Виноград украсил сад,

Грозди сладкие висят.

 

«Покупка фруктов»

Мы вчера на рынке были

Апельсины там купили.

Яблоки, сливы и дыни,

И сладкие мандарины. (пальцами показываем форму каждого фрукта)

Сложили покупки в корзинку. (показать, как складываем фрукты в корзинку — согнутую ладонь)

Пришли домой по тропинке. (показываем как идем, используя указательный и средний пальцы)

Купили огромный арбуз.

Его прикатил карапуз. (показываем, как катим арбуз, подталкивая ладонью)

Пальчиковая гимнастика в 1 год, в 3 года

В зависимости от возраста можно подбирать дополнительные материалы. Они должны быть разной структуры, формы, величины. При проведении гимнастики для детей в возрасте от 1 до 3 лет стоит использовать изображения или муляжи овощей, фруктов. Детям в возрасте 5-6 лет можно предложить нарисовать домашнее животное, время года. Такое задание позволяет проводить синхронную тренировку мелкой моторики и высших психических функций, которая улучшает память, внимание.

Через несколько занятий предложите ребенку повторять за вами не только движения, но и стихотворения. Затем сделайте его «ведущим» и уже он будет показывать упражнения.

[quads id=1]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *